Смена масла в четырехтактном двигателе

Вид работ Стоимость  
Замена масла и фильтра в двигателе от 0 руб. Записаться
Замена масла в АКПП от 0 руб. Записаться
Замена масла + защита картера от 750 руб. Записаться
Замена масла в АКПП от 2500 руб. Записаться
Замена масла в АКПП частичная от 550 руб. Записаться
Сброс сервисного интервала от 200 руб. Записаться

Особенностью четырехтактного мотора является наличие у него такого элемента как масляный картер, который необходим для поддержания требуемого уровня масла, необходимого для стабильной работы двигателя. С помощью масляного насоса из картера смазка попадает в смазочную систему и покрывает стенки цилиндра. В результате происходит движение поршня по масляной пленке. Специальные маслосъемные кольца, расположенные на поршне, отсекают масло обратно в масляную ванну, для того чтобы исключить его попадание в камеру сгорания, что чревато повышенным расходом масла, нестабильной работой двигателя, проблемами с системой зажигания.

Смена масла в четырехтактном двигателе

Рис 1. Замена масла в двигателе своими руками

Масло для четырехтактного двигателя должно обеспечивать стабильность всех смазывающих свойств на длительное время. Одним из условий эффективной эксплуатации автомобиля является его своевременное техобслуживание и замена расходных материалов, в том числе смена масел.

Процедура смены масла.

Несмотря на то что, процедура смены масла в четырехтактном двигателе, принимая во внимание другие работы по двигателю, является несложной и не требует специальных навыков или дорогостоящих инструментов, чтобы правильно сменить масло в двигателе, нужно учитывать некоторые нюансы.

Постараемся разобраться с заменой масла более детально и перечислим основные установленные правила, которые необходимо знать всем автомобилистам.

Плановый интервал замены масла все производители указывают в инструкции по эксплуатации, которая прилагается к каждому автомобилю. Это дает основное представление о периодичности смены масла применительно к конкретному авто. Однако, помимо инструкции, необходимо ориентироваться и на условия, в которых используется автомобиль. Если, к примеру, мотор автомобиля постоянно испытывает высокие нагрузки, значительная часть пробега проходит по пыльным дорогам с грунтовым покрытием либо автомобиль используется в городских условиях с постоянными пробками, имеет смысл сменить масло несколько раньше рекомендованного срока.

Виды моторных масел по своему составу также влияют на рекомендованный период между заменами. К примеру, синтетическое масло в абсолютном большинстве случаев отличается более высоким качеством и, соответственно, при его использовании, интервал замены может быть более длительным.

Для непосредственного проведения самостоятельной смены масла в двигателе необходимы следующие инструменты и материалы:

  • ёмкость для слива отработанного масла, достаточной площади и с небольшими бортами, позволяющими исключить пролив масла при замене;

  • ключ для пробки сливной горловины автомобиля;

  • инструмент для откручивания масляного фильтра, который можно приобрести в любом автомагазине;

  • источник света (фонарь, переносная лампа), который подойдет для работы под автомобилем;

  • заливная воронка;

  • резиновые перчатки;

  • защитные очки;

  • ветошь, бумажные салфетки.

Перед началом работ необходимо установить автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде, зафиксировав на площадке с помощью ручного тормоза и противооткатных башмаков.

Далее следует определить расположение основных элементов системы: заливной горловины, масляного фильтра и сливной пробки (при необходимости используя инструкцию по эксплуатации транспортного средства). Нередко доступ к ним может быть частично или полностью закрыт (например, кожухом или элементом защиты поддона картера), поэтому лучше заранее, по возможности, снять мешающие элементы.

После того как доступ будет открыт, необходимо внимательно осмотреть расположение сливной горловины, чтобы в дальнейшем при сливании масла исключить возможность попадания его на части подвески. Для этого и послужит подготовленный поддон для отработанного масла, а средства для защиты лица уберегут глаза от попадания брызг.

Лучше всего осуществлять слив масла, когда оно прогрето до определенной температуры, но не более 40 С. Масло становится более жидким и текучим, что позволит тщательно опорожнить масляный картер и детали мотора. Но не следует разогревать двигатель до более высокой температуры, так как в этом случае многократно возрастает риск ожогов рук при смене масла.

В первую очередь ослабляем пробку сливной горловины, открутив ее на один-два оборота с помощью ключа. При этом необходимо отметить наличие или отсутствие прокладки. После этого, подставив подготовленный поддон для слива использованного масла, начинаем выворачивать пробку. Как правило, это производится вручную, поэтому целесообразно использовать резиновые перчатки. Важно быть внимательным и своевременно отследить близость полного выкручивания, чтобы своевременно убрать руку с пробкой в сторону от стекающего масла. Затем можно откорректировать расположение поддона, чтобы отработавшее моторное масло полностью попадало в него.

В то же время, когда отработанное масло стекает в поддон, необходимо снять масляный фильтр. В первую очередь стоит попробовать отвернуть его вручную. Если удалось сдвинуть фильтр с места, откручиваем его полностью, предварительно подложив снизу ветошь, это позволит закрыть от капель части двигателя и другие элементы под капотом, на которые может попасть смазочная жидкость при снятии фильтра. Также стоит очистить от явных загрязнений посадочный фланец фильтра на блоке цилиндров.

замена масла в четырехтактном двигателе

Рис 2. Маслянной фильтр

Стоит отметить, что вручную отвернуть фильтр удается далеко не всегда. На части автомобилей специфика конструкции и расположения двигателя не позволяет удобно захватить руками фильтр, кроме того, применяемый на конкретном автомобиле фильтр может быть недостаточных размеров для комфортного захвата или, в значительном количестве случаев, резиновая прокладка на фильтре может просто «прикипеть» к фланцу на блоке цилиндров и затруднять его откручивание.

В этой ситуации используется специальный ключ, который позволяет из любого положения крепко захватить корпус фильтра и приложить достаточную силу для откручивания элемента в сложных положениях. В то же время, следует помнить, что при откручивании с помощью специального ключа не исключено чрезмерное сдавливание корпуса фильтра и, как результат, его повреждение и утечка масла, но это вполне устранимо.

Также существует несколько «народных» советов по откручиванию масляного фильтра. Как вариант, для обеспечения лучшего обхвата, корпус фильтра оборачивают в полосу наждачки (как правило, лучшего эффекта позволяет достичь бумага средней зернистости). Другой вариант - из старого ремня привода генератора или просто из широкого кожаного ремня можно сделать петлю, которую надевают на корпус. Сдвинуть фильтр с места, потянув за конец ремня зачастую существенно проще.

Наконец, необходимо установить новый фильтр. Перед его установкой следует изучить рекомендации производителя, которые, как правило, указаны на упаковке либо на самом фильтре. Как правило, рекомендуется новым маслом промазать резиновую прокладку и добавить немного масла в фильтр, после чего следует закрутить его и подтянуть вручную. Затягивая фильтр, не стоит прилагать больших усилий.

После установки фильтра, отодвигаем поддон со старым маслом в сторону и закрываем сливную горловину пробкой. Обычно это производится со средним усилием ключом.

На этом работы под автомобилем закончены. Если масло, несмотря на меры предосторожности, попало на отдельные детали, перед окончанием работы следует протереть их ветошью. Если на машине установлена защита картера, возвращаем ее на место. Наконец, снимаем пробку заливной горловины и заливаем с помощью воронки новое масло. Заливать масло необходимо, ориентируясь по щупу уровня, дополнительно обращая внимание на метки объема на канистре. По достижении маслом отметки минимального уровня, прекращаем заливку и выжидаем 10-15 минут, давая всему маслу со стенок двигателя стечь в картер. После чего повторно проверяем итоговый уровень и, при необходимости, доливаем масло до максимальной отметки. Также допустимо остановиться на среднем уровне масла. Закручиваем пробку заливной горловины.

Запускаем двигатель, не повышая его обороты, через несколько секунд работы красная лампочка указателя уровня масла должна погаснуть. На этом смена масла в четырехтактном двигателе будет окончена.

Есть еще один, существенно более простой вариант — обратиться в нашу станцию технического обслуживания. Это позволит вам не только бесплатно сменить масло, но и приобрести сертифицированный продукт по действительно невысокой стоимости.

Марки масел